Пьют больше, но водка не кончается: парадоксы алкогольного рынка России

0
41

Зеленый змий в нашей стране непобедим

30 января 2018 в 19:11, просмотров: 4049

Треснем, махнем, хлопнем, опрокинем… Есть хороший повод: 31 января — день рождения: празднуется 153-я годовщина изобретения русской водки, излюбленного в нашей стране напитка, давно превратившегося в один из наших безусловных неофициальных государственных символов, наравне с балалайкой, матрешкой и разгуливающими по улицам медведями. Именно в этот день в 1865 году Дмитрий Менделеев защитил диссертацию «О соединении спирта с водой», в которой была сформулирована идея об эталоне сорокоградусного напитка, и получил титул профессора Петербургского университета.

Хотя исторические правдорубы утверждают, что это миф и великий создатель периодической таблицы химических элементов не строил планов по изобретению культового алкогольного напитка, а проводил сугубо научные эксперименты с водно-спиртовым раствором. Обнаруженные же необычные свойства воздействия на человеческий организм полученной в результате жидкости — лишь побочный продукт исследования.

Тем не менее именины водки назначены на 31 января. Хотя государство в лице Минздрава и других ответственных ведомств пытается любыми способами испортить народу праздник и искоренить тягу россиян к сорокоградусному напитку. Столь серьезного давления зеленый змий не испытывал со времен «сухого закона» имени Михаила Горбачева.

Как бы то ни было, атака на именинницу идет по всем фронтам: акцизы на спиртное постоянно поднимают, регулируют время торговли алкоголем, вводят запрет на продажу водки людям, находящимся в состоянии опьянения. Горячие головы даже предлагают подсыпать в спиртосодержащие жидкости рвотное средство, чтобы отвадить любителей горячительного от пристрастия к хмелю.

Вроде действует. Как подсчитал Национальный союз защиты прав потребителей, в 2017 году розничный объем торговли практически всей алкогольной продукцией в России значительно сократился. А более всего пострадала наша героиня, продажи которой упали на 17%. Неужели современные законодательные инициативы позволили представителям кабинета министров сделать то, что не получалось у их предшественников — если не на корню справиться с пьяным угаром России, то, по крайней мере, пошатнуть торговлю дурман-водой? Не важно, каким способом это достигнуто — кнутом, то есть за счет повышения цен и ограничений по торговле и потреблению, или пряником, благодаря пропаганде здорового образа жизни и культурного досуга. Главное — результат, а победителей не судят.

Однако, присмотревшись внимательно, становится очевидно, что водка, равно как и другие алкогольные напитки, не становится менее популярной. Как утверждают отраслевые специалисты, пить и покупать спиртное меньше не стали. Просто изменились критерии оценки выпитого: раньше измерением этого показателя занимался Росстат, а потом начали считать через автоматизированную систему учета — ЕГАИС. Причем сначала брали только продажи в городах и только в середине прошлого года в статистику включили сельские поселения. Если же отталкиваться от производства, то выводы таковы: несмотря на государственные законотворческие маневры и агитацию здорового образа жизни, потребление той же водки в России выросло в прошлом году на 7–9%. Примерно те же данные приводит Росалкогольрегулирование. Так что наша именинница, несмотря на солидный возраст, живее всех живых и спрос на нее с годами отнюдь не падает. Никакое повышение акцизов и минимальных цен на поллитровку помешать этому празднику не в состоянии!

Кстати, о ценах. Вспоминается народный фольклор из начала 1980-х годов, когда водка вместо привычных 3,62 рубля стала стоить 5,3 рубля: «Даже если будет восемь — все равно мы пить не бросим!». С учетом того, что сейчас минимальная цена беленькой превышает 200 рублей, наверное, рифму стоит обновить: «Если будет триста восемь, все равно мы пить не бросим!».

В общем, можно констатировать, что зеленый змий в России непобедим. Поэтому, может быть, подойти к этому вопросу с другой стороны? Сейчас в России продается порядка 30 млрд бутылок всей алкогольной продукции в год. Может быть, ввести специальный «налог на здоровье», доходы от которого пойдут на строительство бесплатных стадионов, культурных центров или элементарно на лечение от алкоголизма? Если брать по рублю с каждой бутылки, то ежегодно такая статья приносила бы по 30 млрд рублей. Это был бы солидный всенародный подарок на день рождения нашей общей любимицы…

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.


Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ